Официальный сайт МВД Карелии – настоящая кладезь полезной информации. На портале Министерства внутренних дел каждый пользователь всемирной сети может узнать историю Карельского подразделения, его структуру, а так же получить ответы на самые часто задаваемые вопросы.
Так, например, на сайте вы можете узнать, работают ил посты ДПС в городе Петрозаводске, как связаться с участковым, правомерны ли действия правоохранительных органов в той или иной ситуации и многое другое.
История Карельского Министерства внутренних дел
История Карельского отделения полиции начинается вместе с историей Министерства внутренних дел России. Когда первое Министерство было только образовано, в его ведомство входили абсолютно все дела, вплоть до самых влиятельных. МВД выступало главенствующим органом, координирующим деятельность и полиции, и жандармерии. Ей подчинялись печати, телеграфы, духовенство и народ.
Впервые полиция упоминается в документах времен Петра Великого – согласно его указу с 1718 года на территории страны организуется служба, главная задача который на тот момент заключалась в надзоре за порядком в обществе.
За практически двухсотлетнюю историю МВД претерпело не одну реорганизацию и реформу. Однако справедливо будет отметить, что ни одно из проведенных преобразований не повредило работы МВД – даже скорее наоборот, скорректировало и сделало максимально оптимальной. Так, на начало 1900-ых годов Министерство представляло собой механизм с точной работой, который стоял на страже порядка в обществе.
Одним из основных структурных подразделений на тот момент в МВД был департамент полиции. Департамент в свою очередь состоял из полицейских управлений, во главе которых стояли полицмейстеры. Не исключал департамент и полицейских участков, во главе которых стояли надзиратели и городовые.
В 1866 году произошло очередное преобразование, в ходе которого каждый город разделился на участки, каждый из которых был закреплён за участковым приставом. Участки, в свою очередь, были поделены на околотки, каждый из которых возглавлял околотчатый надзиратель.
На тот момент различали три вида надзирателей – частные, участковые и околотчатые.
Стражами улиц в то время стали городовые – или унтер-офицеры – которые входили в подчинение околотчатых надзирателей. Обязанностями городовых было поддержание порядка на улицах. В рамках данной задачи они пресекали игру на музыкальных инструментах, пение, громкую брань. Также им приходилось доставлять пьяных в полицейские участки, а также оказывать медицинскую помощь.
Если сравнить городового с современным полицейским, то сразу станет заметно разительное отличие.
Так, каждому городовому приходилось во время своей смены отслеживать слухи, ходящие в народе, подготовки к различным общественным мероприятиям (например, балам).
Нередко им наказывалось отслеживать товары, которые привозятся в населенный пункт, и места их продажи (ценами и исправностью весов).
Несмотря на большое количество поручений, работа городовым в тот момент считалась престижной и высокооплачиваемой, а потому попасть на нее мечтал практически каждый, но не каждому это удавалось. А всему виной строгие требования к кандидатам на должность – они должны были быть крепко сложены, иметь рост не менее 1,72 метра, быть старше 25 лет и обязательно числиться в армейском запасе.
Уезды же делили на несколько станов – как правило, их число варьировалось от трех до четырех. Станы возглавляли становые приставы, которые в своем подчинении имели помощника – урядника. Уездные полицейские управления закреплялись за исправниками.
Становыми приставами становились только офицеры, подполковники или капитаны. Урядниками назначали исключительно казачьих офицеров, которые были обязаны следить за порядком.
Низшим чином в уездном отделении полиции были стражники.
Руководство полицией возлагалось на плечи полицмейстера, который чаще всего был по совместительству так же и советником или же генералом.
К началу 90-х годов 19 века структура МВД была представлена непосредственно министром (который так же являлся шефом жандармского корпуса), его заместителем (который так же являлся начальником жандармского корпуса) и департаментом полиции, который состоят из восьми отделов.
В департамент полиции 1890-ого года входили:
- общий отдел, осуществляющий контроль за деятельностью полиции;
- кадровый отдел;
- отдел пограничной охраны;
- сыскной отдел;
- отдел по работе с иностранными гражданами;
- противопожарный отдел;
- отдел, в обязанности которого входил контроль питейных учреждений;
- отдел, занимающийся утверждением публичных мероприятий.
Правление царя Павла Первого было ознаменовано созданием нового правоохранительного органа – жандармской части.
Части были наделены обязанностями по контролю над общим порядком по всей территории империи, а так же в их перечень полномочий входил политический розыск.
По своей сути корпуса стали органами, обеспечивающими безопасность общества, работа которых была тесно связана с третьим отделением канцелярии.
Структура жандармских корпусов представляла собой нескольких звеньев, главенствующим из которых было управление. Количество сотрудников управления не превышало, как правило, 12 человек. В их число входили начальник и его заместитель, адъютант, унтер-офицеры и писари.
Каждый офицер перед заступлением на службу проходил тщательную проверку, в ходе которой собирались данные о наличии судимостей и приводов в полицию, исповедуемой вере и надежности как самого кандидата, так и всего его близкого окружения. После проведения проверок от новоиспеченного сотрудника требовалось написание расписки о том, что он намерение прослужить корпусу не менее пяти лет.
Ниже вы можете увидеть письмо о прошении зачисления на службу.
Олонецкое управление считается самым молодым – оно было создано лишь в 1867 году. Это управление отличалось тем, что каждый год в нем сменялся начальник. Такое положение дел было обусловлено тем, что именно Олонецкое управление считалось одним из престижных, а потому именно в нем многие из лиц, заступающих на службу, предпочитали завершать свою карьеру. А заходили на службу лица, которые сегодня были бы отнесены к предпенсионному возрасту.
Каждое полицейское управление было обязано представлять отчеты о своей деятельности. Каждый отчет состоял из трех разделов – в первом из них шла речь о составе суда и полиции, а так же об их деятельности. Здесь же упоминалась работа пожарной части и тюрьмы, количество бродяг, беглецов, поднадзорных лиц и иностранцев.
Второй раздел включал в себя информацию о хозяйственной части управления, а так же о судоходстве, фабриках и заводах, торговле и почтовых отделениях.
В третьем разделе находились данные о раскольниках и иноверцах, а так же замечания.
Структура Министерства внутренних дел
Современное Министерство условно разделить на пять звеньев. Первым звеном станут подразделения, которые осуществляют свою деятельность в непосредственном ведомстве министра. Второе и третье звенья – полиция и юстиция. В качестве четвертого звена выделяется тыл, а в качестве пятого – районные подразделения.
Первое звено представлено одиннадцатью подразделениями. Первое из них ответственно за работу с личным составом, в том числе и отбор и прием новых кадров на службу и состоит из трех сотрудников – начальника и двух заместителей. Второе подразделение – это штаб, который состоит из начальника и двух его заместителей. А вот в третьем звене – инспекции – трудится только начальник.
Четвертое представлено информационным центром, который предоставляет справки о судимости и её отсутствии, выписки из архивов, апостиль и многие другое. Информационный центр представлен двумя сотрудниками – начальником и заместителем.
Контрольно-ревизионное подразделение является пятым подразделением, которое представлено только одним руководящим сотрудником – начальником.
Оперативно-розыскной отдел с собственной канцелярией, а так же ОМОН и СОБР являются шестым, седьмым и восьмым подразделениями, соответственно.
Девятое подразделение – это делопроизводственное подразделение, которое так же имеет отдельную канцелярию. Главная задача отдела – это работа с обращениями граждан. Управляющие сотрудники – начальник и его заместитель.
Одиннадцатым подразделением является отделение по связям с общественностью , представленное начальником и его заместителем. И завершает структурную цепочку правовой отдел, представленный начальником и заместителем. В обязанности отдела входит информирование по правовым вопросам.
Второе звено – полиция – представлено одиннадцатью управлениями.
Отделения полиции:
- управлении ГИБДД;
- управление, ответственное за обеспечение общественного порядка;
- уголовный розыск;
- антикоррупционное управление;
- управление по работе с несовершеннолетними правонарушителями;
- кинологический центр;
- лицензионное управление;
- центр по купированию экстремистских настроений;
- экспертно-криминалистическая служба;
- дознавательный отдел;
- группа Интерпола.
Юстиция же в своем составе имеет только одно подразделение – следственное управление.
Тыл имеет пять подразделений:
- подразделение, ответственное за контроль над хозяйственной частью министерства внутренних дел;
- подразделение, ответственное за обеспечение тыла;
- финансовый отдел;
- информационный центр, ответственный за информационную безопасность министерства;
- МЧС.
И, наконец, пятое звено представлено 21-им отделом МВД, пять из которых находятся на территории города Петрозаводска – столицы Карельской республики, а остальные 16 – в городах и поселках городского типа.
Общественный совет при Министерстве
Общественным советом называется орган, который был создан на базе МВД. Основная функция данного органа – нести ответственность за согласование интересов государственной власти и общества, включая все его организации (вплоть до религиозных). Государственную власть в этом случае представляют органы местного самоуправления.
В качестве правовой основы деятельность общественного совета избрана Конституция России, а так же федеральные законы.
Совет не является законодательным или исполнительным органом, а все решения, принятые им, являются исключительно рекомендациями.
В перечень задач, которые являются компетенцией Совета, входит, в первую очередь, привлечение общества к реализации решений, принятых государственными органами, в области общественного порядка. В рамках данной задачи проводятся профилактические работы, предотвращающие появление правонарушений.
Вторая задача – это принятие непосредственного участия в разработке различных программ на темы, заданные актуальными проблемами МВД. Также в рамках задачи происходит рассмотрение гражданских инициатив.
В рамках третьей задачи общественный совет обязан информировать граждан и СМИ о деятельности МВД, а также публично обсуждать некоторые вопросы.
Не менее важной задачей является анализ гражданского мнения, составление на его основе отчетов и доведение информации до главенствующих органов.
Также совет обязан проводит экспертизы законов и осуществлять контроль над ОВД.